Медицинское образование
Сегодня мы беседуем с заместителем директора ИМО НовГУ, доктором медицинских наук, профессором Сулимановым Рушаном Абдулхаковичом .
Здравствуйте, Рушан Абдулхакович, скажите, пожалуйста, с чем связан достаточно большой конкурс в медицинские вузы, чем эта непростая профессия привлекает молодых людей?

Можно объяснить разными причинами, но основное здесь то, что наиболее интересным объектом изучения является сам человек. И всегда были и будут люди, которым интересен именно человек, его духовные и материальные составляющие. Для них медицина является естественным, органическим выбором. И в дальнейшем, именно они сохраняют как физическое, так и нравственное здоровье нации. Профессия врача-это огромная ответственность, но и одновременно огромная значимость. Профессиональные врачи всегда были высокоуважаемы в обществе. Именно поэтому медицина, врачебная деятельность всегда привлекали к себе внимание образованных людей своего времени.

Каков авторитет Института медицинского образования среди других ВУЗов?

Общепризнанный факт, что среди других высших учебных заведений Новгородский государственный университет в целом и институт медицинского образования в частности входит в первую десятку. Это связано с сильным профессорско-преподавательским составом. Наш институт возглавляет авторитетный руководитель с мировым именем, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН Вебер Виктор Робертович. В институте преподают около 50 профессоров, докторов наук и около 90 доцентов, кандидатов наук. Вторым же фактором высокого рейтинга института является, скажем так, хороший «климат» института. Что входит в это понятие? Высокие творческие возможности для обучающихся студентов, отсутствие неуверенности в завтрашнем дне, студенты знают, что по окончанию института они будут востребованы. И третье - для наших студентов есть хорошие перспективы в плане научной деятельности.

Как строится обучение в ИМО НовГУ?

Врач не может быть подготовлен заочно, так как основная часть обучения – это работа в клинике, буквально у постели больного. В институте четыре основные специальности: лечебное дело, стоматология, фармация и сестринское дело. Обучение по специальности «лечебное дело» проводится 6 лет, предусмотрена только очная форма обучения. Пять лет длится обучение по специальности «фармация» и «стоматология». Обучение также очное. Для фармацевтического факультета имеется заочное обучение 5,5 лет. После обучения возможно получение более узкой специализации.Для специальности «сестринско дело» форма обучения заочная и вечерняя. Более подробную информацию можно получить на нашем сайте.

В чем заключаются приемные испытания?

На сегодняшний день определены 3 предмета: русский язык, биология и химия. Сдаются они в виде ЕГЭ. Соответственно, я бы рекомендовал абитуриентам сдать широкий спектр экзаменов ЕГЭ, чтобы была возможность выбора. Для специальности «сестринское дело» вступительными испытаниями определены руский язык и собеседование

Расскажите немного о технической базе института о материальной части обучения?

Основной корпус института, как раз где мы сейчас ведем беседу, является здание по адресу Державина - 6. Большинство предметов первых трех курсов обучения проходят именно здесь. В дальнейшем обучение идет на клинических базах, к ним относятся практически все городские и областные учреждения здравоохранения. Также абитуриентам надо помнить, что медицинские вузы единственные, где 6-ти дневная система обучения. К этому надо привыкать, так как и работа врача практически всегда включает шести дневную рабочую неделю.

По поводу технической базы, я могу говорить с гордостью. В клиниках наших студентов ждет доброжелательное отношение и все возможности для успешного обучения. Мы практически единственный на северо-западе ВУЗ, где есть органические анатомические препараты для учебных целей. Недавно, наш институт посетил президент академии медицинских наук, академик Давыдов Михаил Иванович и был приятно удивлен четкой налаженностью учебного процесса, широким использованием компьютерных систем. И, наверно, один из основных плюсов, что небольшое количество студентов в группах позволяет вести практически индивидуальное обучение. И радует, когда видишь, что уровень наших выпускников не уступает, а порой даже превосходит уровень выпускников московских и питерских ВУЗов.

А какие перспективы по окончании института?

Имеется возможность продолжения обучения в клинической интернатуре и интернатуре по линии комитета здравоохранения области. Для желающих проявить себя в науке существует клиническая ординатура и аспирантура. Наша профессия требует постоянного совершенствования, поэтому на базе института имеется кафедра постдипломного образования, обеспечивающая возможность повышения квалификации для врачей.

А существует ли и теперь государственное распределение?

К сожалению, государственного распределения сейчас нет. Но в нашем институте, в этом плане единственном в новгородском университете, имеется предварительное и окончательное распределение. На данных распределениях главные врачи городских и районных учреждений предлагают свои вакансии. Наши выпускники имеют возможность с ними пообщаться, узнать материально-технические особенности, условия работы. Минус - отсутствия государственного распределения в резкой нехватке квалифицированного медицинского персонала в сельской местности. Но возможно решение этой проблемы лежит в краткосрочных контрактах, дающих финансовую заинтересованность для молодых специалистов.

Скажите, пожалуйста, а где в основном работают выпускники института?

Многие остаются в Великом Новгороде. На данный момент 38 наших выпускников работает в областной клинической больнице, многие в городских больницах. Среди них уже и главные врачи, начмеды, заведующие отделениями. Колоссальный спрос на наших выпускников в городе. До сих пор требуется порядка 250 врачей. Наши выпускники работают по всей России и многим странам мира. Так что мы можем быть спокойны, наши студенты будут обеспечены и работой, и достойной заработной платой. Но конечно, надо помнить, что врач не должен иметь мировоззрение лавочника, профессия не позволяет погони за деньгами. На первом месте сохранение здоровья пациента.

То есть вопрос о том, трудно ли устроится после окончания института, практически отпадает?

Да, но это не значит, что во время учебы можно расслабиться.
Только хороший профессионал будет иметь влияние в обществе и обеспечит себе достойную жизнь.

Возвращаясь несколько назад, скажите, а чем может заниматься студент в стенах института?

Вопрос хороший. У нас широкие возможности для людей, занимающих активную жизненную позицию. Отличный КВН, наша команда не первый год занимает первые места на соревнованиях, конкурсы красоты, широкие возможности для занятий спортом. Существуют студенческая дума, активно участвующая в общественной жизни. Имеются студенческие трудовые отряды, дающие возможность и заработать в летний период, и активно провести досуг. Организуются культурные поездки.

А имеются возможности для студентов подработки во время учебы?

В наше время жизнь порой заставляет работать студентов во время обучения. Я и сам еще на первом курсе работал санитаром в больнице. После третьего курса студенты могут работать в качестве среднего медецинского персонала, на старших курсах в качестве фельдшеров. Знакомство с деятельностью младшего и среднего медицинского персонала положительно сказывается на дальнейшей работе специалиста. Имеются и другие возможности трудовой деятельности. Главное, чтобы работа не мешала учебе.

Что вы хотите пожелать поступающим в ИМО?

Хотелось бы предостеречь: врачебная деятельность не просто профессия, а образ жизни, требующий многого от человека в плане физических, моральных и интеллектуальных способностей. И если человек уверен в своем выборе, мы с радостью ждем его в институте, все условия для обучения созданы.