Сейчас многие родители читают книги по детской психологии и в своем общении с детьми стараются следовать основным принципам воспитания, изложенным в них, – принятие, уважение, понимание, сотрудничество. Эти знания помогают предотвратить возникновение трудностей или найти конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций. Однако надо помнить, что каждая ситуация, каждый ребенок и каждый родитель слишком неповторимы, чтобы можно было рассчитывать на универсальные ответы. Поэтому  иногда даже «продвинутые» родители оказываются в тупике: они понимают причины «неправильного» поведения ребенка, понимают, что надо что-то  изменить в своем поведении, но не знают, с чего начать, а главное – как преодолеть собственные, уже сложившиеся, стереотипы  во взаимодействии с ребенком.

Если конфликтная ситуация принимает затяжной характер, то возникает мысль  обратиться за консультацией к специалисту – психологу или психотерапевту. Однако большинству родителей так и не удается осуществить свои благие намерения, ибо тут начинают действовать бессознательные, скрытые механизмы, управляющие нашим поведением.

Много раз знакомые мамы просили меня порекомендовать им хорошего специалиста, к которому можно было бы обратиться за психологической помощью (у психологов существует строгий запрет на консультирование родственников и знакомых). Я честно давала пароли и явки, звонила коллегам. При следующей встрече мама, отводя в сторону глаза, говорила мне, что так и не позвонила по указанному телефону, потому что было много забот, не с кем было оставить младшенького, ребенка не хотелось срывать с уроков (раньше забирать из сада),  да и вообще он стал лучше себя вести. Понятно было, что в глубине души (а говоря психологическим языком, на бессознательном уровне) она не хочет идти к психологу и потому с радостью поддается любым обстоятельствам, препятствующим этому.

На том же внутреннем сопротивлении основана позиция, которую можно обозначить   «Чем ваш психолог может мне помочь?». Даже получение исчерпывающих объяснений по этому поводу ничего не меняет в отношении человека к психологической помощи.

Так почему же для многих родителей бывает столь сложно  принять решение о походе к психологу?

«Я плохая мать?»

В нашей российской традиции, где профессиональная психологическая помощь появилась совсем недавно, в скрытом – а иногда и в явном – виде бытует мнение о том, что обратиться за психологической помощью означает расписаться в своей родительской и воспитательской несостоятельности.

«Перед людьми стыдно: все кругом справляются сами, а я что же – хуже других?» «Люди подумают, что я плохая мать, если не могу сама ничего сделать». Иногда подливают масла в огонь и представители старшего поколения: «Мы без психологов обходились, и ничего, выросли нормальными людьми, да и вас вырастили».

Подразумевается, что каждый взрослый человек, пройдя через школу воспитания своими родителями, понаблюдав за окружающими, приобретает достаточно знаний и умений для  того, чтобы самому стать  хорошим воспитателем. Да и вообще – ну что тут сложного? Объяснить ребенку, как себя вести, отругать или отлупить, если не слушается, дать конфету за хорошее поведение, и «процесс пошел». А если у кого-то что-то не получается, значит, с ним самим не все в порядке.

Однако сколько взрослых людей, которых «правильно воспитывали», далеко не с восторгом вспоминает свои отношения с родителями в детстве, до сих пор страдает от нерешенных тогда конфликтов, сколько затаенных обид и мучительных случаев непонимания носит в своем сердце! Многие жизненные неурядицы и переживания повзрослевших детей, их проблемы во взаимоотношениях с постаревшими родителями уходят своими корнями в глубокое детство и шлейфом тянутся за ними в течение всей жизни.

Никому же не придет в голову осуждать человека за то, что он прошел курс обучения вождению автомобиля в автошколе, а не делал этого самостоятельно или следуя советам соседа дяди Васи. А научиться управлять автомобилем куда проще, чем «управлять» ребенком, потому что ребенок несравненно более сложный и тонкий механизм, чем любая самая «навороченная» машина.

В этом случае надо спросить себя: уместен ли в деле воспитания метод «проб и ошибок», и какова может быть цена этих ошибок. И помнить, что те родители, которые беспокоятся о душевном благополучии ребенка и хотят жить мире с ним и с самими собой, не могут быть плохими родителями. Можно не знать или не уметь чего-то, залог успеха в том, чтобы хотеть научиться. Никто не рождается  хорошим родителем – им СТАНОВЯТСЯ.

«Не хочу, чтобы лезли в душу…»

Вторая распространенная причина нежелания обращаться к психологу, состоит в том, что психологу, как и врачу, надо честно рассказывать обо всех симптомах «болезни». Как правило, «трудности с ребенком» оказываются только надводной частью айсберга, в основе которого лежит целый клубок проблем как личностных, так и в отношениях между членами семьи. Нежелательные симптомы в поведении ребенка зачастую напрямую связаны с разводами, конфликтными отношениями между супругами, их внутренними тревогами, кризисами и другими неприятными переживаниями, которые являются очень болезненными для одного или обоих родителей. И они обычно понимают, что придется затрагивать такие темы, о которых трудно или вообще не хочется говорить; возможно, выносить на обозрение постороннего человека поступки и мысли, за которые стыдно; боятся, что психолог начнет их осуждать, корить, давать отрицательные оценки (хотя на самом деле задача психолога – не осуждать, а понять и принять), заставит пересматривать свои жизненные позиции. От одной это мысли начинает казаться, что все проблемы с ребенком – ерунда по сравнению с этим испытанием.

Переживаемые при этом чувства вины и стыда вызывают желание не разрешить проблему, а наоборот, спрятать ее от чужих глаз или переложить вину на ребенка, снять с себя груз самообвинений, оправдаться перед самим собой и другими. И тогда возникают ссылки на наследственность – «он весь в папу» или «ну вылитая теща», на гороскоп – «она же Стрелец, с ней невозможно договориться», как на некую предопределенность, с которой надо смириться.

Но все знают, что для того, чтобы получить настоящее облегчение, надо дать нарыву вскрыться и выпустить из него все, что там накопилось, иначе он будет напоминать о себе  снова и снова.

По собственному желанию

Каковы бы ни были подспудные причины нежелания обращаться к психологу, принуждение здесь недопустимо. Этим порой грешат школьные учителя, когда в категоричной форме требуют «показать ребенка психологу». Это право каждого человека – самостоятельно решать, какая именно помощь в трудной ситуации ему нужна и нужна ли она вообще, тем более что ни один здравомыслящий психолог не станет работать с человеком, пришедшим к нему под давлением других людей. Врачи знают, что даже таблетки лучше помогают тем, кто хочет вылечиться и готов лечиться, чем тем, кто пришел потому что заставили.

Для успеха дела прежде всего требуется, чтобы обращение за помощью было результатом обдуманного и свободного выбора родителей, чтобы они были готовы обсуждать и анализировать ситуацию, сложившуюся с их ребенком, с точки зрения собственной ответственности за нее. Цель психолога – не поучать, не журить, а помочь родителям посмотреть на привычные обстоятельства другими глазами и на основании этого принять решение о том, как изменить свое поведение, как достичь гармонии и радости в общении с  детьми.

Галина Мошкова, психолог, психологический центр "Звездный порт"