Валерий Медик:

Директор ННЦ СЗО РАМН, член-корреспондент РАМН, В.А. Медик стал автором объемного текста "В поисках золотого баланса" в №63 "Медицинской газеты" от 20.08.2010. В своей статье он рассуждает о перспективах развития общественного здоровья и здравоохранения в России, о таких актуальных проблемах этой сферы, как отсутствие грамотной профилактической стратегии общенационального уровня, выпадение здоровья из системы ценностей современного россиянина, рост популярности альтернативной медицины и ненаучных методов лечения. Также, автор затрагивает такое явление, как "углубление дифференциации населения по показателям здоровья в связи с социально-экономическим расслоением общества", констатирует факт несоответствия между обещаниями государства и выделяемыми на сферу здравоохранения финансовыми ресурсами.

К сожалению, полный текст статьи Валерия Медика доступен только подписчикам "Медицинской газеты" и недоступен для полного размещения в сети Интернет. Поэтому ниже мы приводим лишь некоторые выдержки и мысли, озвученные на страницах этого специального издания.

"...Новый профилактические стратегии. ...Первая проблема - отсутствие на государственном уровне системного, межведомственного подхода к разработке и реализации профилактических программ в области охраны здоровья граждан. Мировой и отечественный (советский) опыт показывает огромную роль профилактики в сохранении и улучшении здоровья населения. Многочисленными исследованиями доказан высокий экономический эффект от реализации государственных программ по улучшению состояния среды обитания человека, формированию здорового образа жизни, профилактике инфекционных и социально значимых заболеваний, устранению или минимизации факторов риска. Причем каждый раз успех достигался в тех случаях, когда к решению этих проблем подходили с государственных межведомственных позиций, а не узковедомственного понимания профилактики медицинской. К сожалению, в современной России решение глобальных проблем сохранения и улучшения здоровья нации сводится к участию в профилактических программах исключительно (или преимущественно) здравоохранения, что не дает в полной мере использовать огромный потенциал профилактических стратегий общества <...> Становится ясным, что в условиях глобальных вызовов современного мира (демографических, эпидемиологических, экологических, природных и техногенных катастроф) необходимо формирование новой профилактической стратегии государства, основанной на смене парадигмы медицинской профилактики на медико-социальную профилактику. Формирование и реализация такой концепции медико-социальной профилактики должно быть синхронизировано по горизонтальному и вертикальному уровням ее развития, Горизонтальный уровень профилактики охватывает все причастные к формированию общественного здоровья социальные институты общества - медицину, охрану окружающей среды, образование, культуру, бизнес-сообщество, средства массовой информации, общественные организации, церковь и др. Вертикальный - предусматривает реализацию профилактических программ на уровне индивида, семьи, отдельных социальных групп, общества в целом...."

"...В качестве первоочередных мер видится необходимость разработки и принятия на федеральном уровне «Кодекса здорового образажизни», а также выработка комплекса социально-практических рекомендаций для эффективного внедрения здоровьесберегающих технологий в повседневную деятельность всех социальных институтов общества (образование, семья, труд, досуг, бизнес-сообщества, СМИ, церковь и др.)..."

" ...Ценностное отношение к здоровью. Современную картину ценностей, в которой экономический успех (материальное благополучие) заслоняет собою ценность индивидуального и общественного здоровья, можно считать своеобразным мировоззренческим и психологическим продуктом идеологии эко- номократизма, настойчиво навязываемой российскому общественному сознанию в последние два десятилетия. Эта идеология, по своей сути, является иллюзорной и ложной. Она фактически подрывает перспективу достижения долгосрочных целей социально-экономического развития страны, противоречит современным принципам устойчивого общественного развития. Налицо подмена социальных приоритетов и смещение целей - важнейший потенциал человеческого (индивидуального и общественного) здоровья подменяется ценностью сырьевых и золотовалютных ресурсов.. <...> Особое внимание в решении этой проблемы необходимо уделить молодежи. Состояние ее здоровья и образ жизни - объективная предпосылка успешного развития современного российского государства, его способности к решению внутренних и внешних проблем. То же самое можно сказать и о любой другой стране, но именно в России в проблеме здоровья молодежи (не в узкомедицинских аспектах, а в комплексе характеристик образа жизни) видится сегодня реальная угроза России как социума, исторически обладающего самой значительной территорией и огромными природными богатствами, которые являются предметом усиливающейся борьбы в геополитическом масштабе. Политическая слепота в отношении той роли, которую играют здоровье и образ жизни молодежи в такой борьбе, крайне опасна для будущего России..."

"...Ключ к решению этой проблемы - в междисциплинарном подходе, в совместной деятельности политиков, специалистов в сфере общественного здоровья и здравоохранения, педагогов, психологов, представителей церкви - всех тех, от целенаправленной и профессиональной деятельности которых напрямую зависит здоровье будущих поколений россиян, а значит, будущее страны
Причем это должно носить характер долгосрочной идеологии, а не очередной информационной кампании. Такие информационные программы должны базироваться на специально разработанной государственной программе, учитывающей все аспекты и факторы формировании здорового образа жизни молодежи, с привлечением психологов, социологов, педагогов, медиков. На этапе среднего общего образования представляется целесообразным включение в учебные программы нового предмета - «Здоровье человека и общества», с написанием и изданием соответствующей серии учебной литературы..."

"Региональная дифференциация... Приходится констатировать и тот факт, что в российском обществе продолжается углубление дифференциации показателей здоровья населения в зависимости от социального и имущественного положения. Остается высокой заболеваемость социально значимыми болезнями (алкоголизм, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем, туберкулез, болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, психические расстройства), на распространенность которых по-прежнему значительное влияние оказывает недостаточный уровень жизни большей части населения..."

"...Несоответствие между обязательствами государства и ресурсами. Четвертая проблема - сохраняющееся несоответствие между обязательствами государствапо предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами. В результате этого в проводимых реформах экономики и социальной сферы явно стали проявляться диспропорции между социальными ожиданиями населения (подтвержденными <...>Финансирование Программы госгарантий в Российской Федерации в целом не соответствуетсовременным медико-экономическим стандартам и значительно меньше, чем в странах Европейскогосоюза. Например, средняя стоимость лечения одного больного в стационаре в Российской Федерации составляет 362 евро, в странах ЕС - 2700 евро, а средняя стоимость одного посещения амбулаторно-поликлинического учреждения - соответственно 4,6 и 45 евро. Таким образом, реальноевозмещение расходов на лечение больных в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения РФ в 7-10 раз меньше, чем в европейских странах. И даже при этом крайне недостаточном объеме запланированных в Программе госгарантий средств дефицит ее фактического финансирования в ряде субъектов РФ достигает 50%.<...> Нельзя игнорировать и выпускать из-под контроля госу арства ситуацию с формированием рыночных отношений в социальной сфере, в том числе появление рынка медицинских товаров и услуг. Поэтому необходимо создание реальной конкурентной среды за счет расширения участия негосударственных организаций здравоохранения в реализации территориальных программ государственных гарантий..."

"Наступление альтернативной медицины. ...С началом социально-экономических реформ появилось большое число целителей, знахарей,экстрасенсов, колдунов и магов, использующих как известные своей эффективностью народные средства, так и методы различных ненаучных оккультных течении, имеющих сомнительные или зачастую негативные последствия для пациентов. Во многом распространенность методов народной и альтернативной медицины можно объяснить беспрецедентной по своим масштабам коммерческой рекламой лекарственных средств, методов диагностики и лечения. В связи с этим встает вопрос - кто способен в этой ситуации гарантировать качество услуг народной медицины? И здесь в очередной раз сталкиваемся с необходимостью законодательно
разграничить обязательства и ответственность государства и гражданина. Возможно, в отличие от официальной медицины, ответственность за выбор целителя и последствия его деятельности в большей степени должна быть перенесена на пациента в соответствии с договором между ним как заказчиком и народным целителем (исполнителем) на основе принципа корпоративной
ответственности. За государством при этом должны остаться арбитражные функции, которые оно исполняет в случае конфликта исполнителя с заказчиком, обеспечивая тем самым реализацию прав пациента в рамках действующего законодательства... "

"Разработать национальную политику. ... Сегодня перед государством и обществом стоит выбор пути развития системы здравоохранения Российской Федерации. Первый - дальнейшее сокращение обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и, как следствие этого, значительное увеличение доли частного сектора в медицине, что грозит негативными социальными последствиями и нарастанием в общественном здоровье опасных тенденций, проявившихся в последние два десятилетия. Второй - усиление роли государства в управлении и финансировании здравоохранения и таким образом, обеспечение в полном объеме конституционных прав граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи. Хотя, при всей привлекательности этого пути многолетняя история становления отечественного здравоохранения показала его декларативность и утопичность. Третий, на наш взгляд, более перспективный путь развития системы здравоохранения - достижение баланса между запросами общества в получении качественной доступной медицинской помощи и возможностями государства в ее обеспечении. Причем этот так называемый золотой баланс необходимо рассматривать как некую динамическую составляющую между запросами граждан и обязательствами государства, которая каждый раз должна соответствовать современным вызовам общества и новому уровню социально-экономического развития государства. От правильности выбора пути модернизации системы охраны здоровьяграждан во многом будет зависеть судьба Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека."


Об условиях получения полного текста (а здесь представлена 1/8 от его объема) можно узнать на официальном сайте издания.